четверг, 26 мая 2016 г.


aldanov

Гигиена у древних греков и в Средневековье. Часть 1. Древние греки.

 


Г. Климт «Гигея»

Эта тема кажется  довольно простой, даже элементарной. Но первое впечатление обманчиво.

Во-первых, она сама распадается на множество  отдельных тем – возникновение представлений о гигиене, историю ее средств - мыла, губок и других моющих приспособлений,  ванны и душа,  хронологию общественной организации гигиены - водопровода, канализации,  бань общественных и личных, общественных служб уборки   нечистот, и тп.  То есть это не одна технология, но множество разных технологий и социальных инноваций. Во-вторых, меня всегда интересует датировка тех или иных новых явлений, а тут даты, как правило, очен неточные. 


Но все же попробуем  разобраться в теме и хронологии. Начнем с древних греков

  1. Представления о гигиене. У греков гигиена была тесно связана с религией.  Греки обожествляли врача Асклепия и его дочерей Гигею (или Гигиею, охранительницу здоровья) и Панакию (покровительницу  лекарского дела). То, что этимология имени Гигея связано со словом сила, показывает, какое значение придавалось гигиене.

"Hygeia" State Hermitage Museum, St Petersburg, Roman copy of Greek statue

Первый храм Гигеи появился еще в 7 веке до н.э., обычно статуя Гигеи встречается в храмах Асклепия. По Павсанию, ее статуи находились  на Аргосе, в Афинах, Коринфе, Гортисе, Сикионе, Оропусе, Олимпии, Мегаре.    Представления о гигиене, как основе здоровья и силы суммировал знаменитый Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.),  то есть   они  развивались вместе с медициной.
Обычным у греков было мытье рук перед едой и мытье тела перед ужином – эти моменты, к примеру, встречаются в «Одиссее».  

  1. Культ силы и здоровья.  В греческой система гигиена  связана еще и с атлетами, с их 4 общегреческими агонами, то есть состязаниями. Это Олимпийские игры (проводились с 776 г. до н.э), Пифийские игры (с 586 г. до нэ),  Истмийские игры (проводились не позже, чем с 582 года до нэ),  и Немейские игры (с 573 до нэ). Отметим, что если Олимпийские м Пифийские игры проводились раз в 4 года, то Истмийские и Немейские раз в два года, то есть без состязаний не обходился ни один год. Частью агонов были состязания в музыке, пениии  и танцах, а в честь Диониса давались и театральные представления. Каждый значительный город имел еще и местные агоны, а самый ранний из них упоминается в «Илиаде», там они проводятся по случаю смерти Патрокла. Спорт был существенной частью жизни. Города потому непременно обзаводились  гимнасиями для тренировки атлетов и залами для борьбы, в их структуру входили свои бассейны и бани. Мытье было завершающей частью тренировки.Отсюда гигиена – часть древнегреческой жизни в ее важном, спортивном элементе. Можно отметить, что в VI веке до н.э. значение агонов и спорта заметно усилилось.




  1. Моющие средства. Мыло можно получить, нагревая масло со щелоком  (раствор золы в воде). В литературе утверждается, что смесь масла и золы применялась для мытья  уже в Вавилонии (ок. 2800 до н.э), в 2200 г. до нэ способ приготовления мыла был зафиксирован на глиняной табличке (делался из козьего жира и золы нагреванием с добавкой ароматизатора). Аналогичный рецепт мыла был известен египтянам около 1550 г. до нэ (папирус Эберса), хотя там  это средство упоминается в связи с мытьем шерсти,  а финикийцы начали производить подобное  «мыло» уже около 600 года до нэ.[1]. Греки использовали для мытья оливковое масло – им умащались и снимали масло с грязью и отмершей кожей специальными скребками, которые назывались стленгис (стригил в Риме), а также    пемзу и губки.

 
 

Атлет льет на руку масло. Применение скребка. Молодые люди со стленгисами.

Часто можно прочесть,  что этот метод использовался вместо мыла, но Дэвид Сэнсон[2] пишет, что это была предварительная процедура перед мытьем и применения мыла она не отменяла. Конечно, греки  имели некоторые моющие средства. Трудно поверить, что будучи в контакте с египтянами и финикийцами, греки не смогли перенять рецептов мыла или не использовали вместо него другие источники  поверхностно-активных вешеств.
Обращает на себя внимание, в частности, что для мыла у них было специальное слово – «смегма». Ныне оно означает творожистые выделения на половых органах, смесь отмерщих клеток эпителия и других нечистот. Но у греков оно означало мыло, хотя точно неизвестно, каково оно было в классический период. Явные упоминания о мыле  все же более поздние – у Галена, родившегося в Пергаме и ставшего знаменитым врачом в Риме, оно упоминается, как германское и галльское изобретение. Грек Зосима из Панополиса (Египет), основатель алхимии, описал мыло и  рецепт его получения  около 300 года н.э.  Так что остается гадать, каково было это мыло древних греков. Вероятно, какой-то природный сапонат. К примеру,    в их распоряжении было такое растение, как мыльнянка лекарственная Saponaria officinalis, содержащая большое количество сапонатов и грекам известное хорошо. Ее отварами можно мылиться не хуже современного мыла.

Saponaria officinalis
  1. Ванна. Уже минойская цивилизация имела  развитый водопровод и великолепные образцы керамических ванн.


Минойская керамическая ванна, ларнакс.

Кермическая лохань для мытья
//Late Minoan IIIA. Mid-14th c BC Ceramic 2002.34.1 Carlos Collection of Ancient Art //

А эта ванна найдена на Пелопонесе - ванна из «Дворца Нестора». Photo © Grant Dean

Греки, похоже, не сразу освоили использование и производство ванн, у них бытовало вначале купание в природных исторчниках.

 Women bathing. Side B from an Attic white-figure amphora, ca. 525–520 BC.

Потом возник вариант мытья «у таза». «Таз» назывался louterion   - см рисунки на вазах.
440 г. до н.э.
Купальщица в центре использует два инструмента для мытья – губку и кисть..
Еще одна ваза с мытьем вокруг louterion, тут в ходу также стленгисы.
 
Таз для мытья ног

Но и ванны были тоже. Они у греков появились в Ионии примерно в VII в. до нэ[3], Момент восприятия ванн у колонизаторов Эгеиды-минойцев описан у Гомера. Анализируя  «Одиссею», А. Панайотату[4] показала, что если во времена Троянской войны (XII в. до нэ)  у греков было обычным омовения в природных источниках, то Цирцея, принимавшая Одиссея на своем острове, предложила ему горячую ванну.  Оттуда, из Ионии и Эгеиды, ванны постепенно распространились по всей Греции, вначале став предметом роскоши, а потом стали общераспространенными в III в. до нэ  Хотя процес протекал неодновременно. Например, при раскопках города Олинт, к примеру,  нашли  ванны из терракоты почти в кажом доме, А это V  в. до нэ.
Терракотовая ванна из Олинта, города, разрушенного в 432 г. до н.э. Олинт имел свой водопровод.

Без водопрововода мытье в ванне было делом иногда молодоступным, потому что надо было накапливать воду.  Добавим, что горячая ванна считалась более приличествующей женщине, чем мужчине, но потом греки поняли, что тело лучше отдыхает и восстанавливается  при горячем мытье. Как большие поклонники горячих ванн прославились сибариты, жители города-колонии Сибариса в Южной Италии, основанного около 720 г. до нэ. и разрушенного  Кротоном в 510 г. до нэ. Для горячих ванн использовались и природные горячие источники. Как удачная замена горчих ванн была изобретена также паровая баня (см ниже).

[1] Routh H B; Bhowmik K R; Parish L C; Witkowski J A Soaps: from the Phoenicians to the 20th century--a historical review. Clinics in dermatology 1996;14(1):3-6
[1] David Sansone Greek Athletics and the Genesis of Sport, University of California Press 1992

[1] John Boardman,N. G. L. Hammond,D. M. Lewis,F. W. Walbank The Cambridge ancient history, Camvrifge Univerity Press 1982, v. 3, part 2, p. 203

[1] Panayotatou A. G. Baths and Bathing in Ancient Greece Proc. R Soc Med. 1919; 12(Suppl): 107–121.
[1] Angelakis, A. N., D. Koutsoyiannis, and G. Tchobanoglous, Urban wastewater and stormwater technologies in ancient Greece, Water Research, 39 (1), 210–220, 2005.
 Продолжение: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий