четверг, 26 мая 2016 г.

absentis 
26 парижских бань. ч.2

 ч.1 здесь
 
- Вот он, Париж! - прошептал он.
- Да, Париж, нагромождение камней, бездна страдания, - заметил старик, - в этом городе каждый камень полит слезами и пропитан кровью.
Жильбер умерил свой пыл. Впрочем, его радостное возбуждение вскоре само собой угасло.
Они вошли в Париж через ворота д'Анфер и сразу угодили на грязную, зловонную окраину. Больных не успевали на носилках переносить в госпиталь. Полуголые дети играли в грязи вместе с собаками, коровами и свиньями.
Жильбер нахмурился.
- Вы все это находите отвратительным, не так ли? - спросил старик. - Скоро вы еще не то увидите!
Александр Дюма. Джузеппе Бальзамо (записки врача) Том I

(офф: Я раньше думал, что романтики Дюма начитались, а, оказывается, они его даже не читали; только фильмы смотрели)

 
***
Так куда запропастились бани? Как сквозь землю провалились. Хм.. А может и правда, провалились? Какие уж тут шутки, и такое в Париже не раз случалось. Вот, скажем, упомянутая в эпиграфе д'Анфер. Не зря Дюма написал «вы еще не то увидите»:

«Начавший бурно расти и развиваться с XIII века, Париж "требовал" все нового материала для строительства домов, дворцов и церквей. Именно поэтому и появились каменоломни, изрезавшие подземную часть города. Они всегда, и не без оснований, внушали парижанам ужас. Так, 17 декабря 1774 года улица д'Анфер на участке длиной более 300 метров рухнула в 30-метровую пропасть вместе с домами, людьми, лошадьми и экипажами... » (Парижский светописец)
Вот туда бани и провалились, не иначе;-)

Поправлю, кстати, это распространенное описание. Здесь есть неточности, присутствующие во всех статьях в рунете, да и в англоязычных источниках тоже. Обычно не указывается, что улица д'Анфер проваливалась не один раз. После первого случая ничего предпринято не было. Людовик перекрестился, сказал «Во, блин, дела!» и ...ничего делать не стал. Понадеялся, что Господь сам разберется. Может, он так грешников наказывает?

Прошло немногим более двух лет, и 4-го апреля 1777 года очередное здание на д'Анфер ухнуло в пропасть аж на 28 метров. Вот это и значило «провалиться в преисподнюю». Собственно, улица д'Анфер и переводится как «адская дорога» или «дорога в преисподнюю». И так она стала называться, как я понимаю, именно после этих катаклизмов, а до того проваливалась Route d'Orleans. Так что Дюма, кажется, промахнулся с д'Анфер в 1770 году (впрочем, проверять мне сейчас лень). В 2000-ом году даже прошла выставка, посвященная этим событиям. На ней были представлены фотографии «Врат Ада», снятые с воздушных шаров. (Exhibition: the XIVe Arrondissement http://www.metropoleparis.com/2000/505/505gate.html).

Вот только тогда, спустя еще три недели, 24-го апреля 1777 года, была организована Генеральная инспекция каменоломен (Inspection Generale des Carrieres), которая существует и поныне. Она была призвана разобраться с проблемными катакомбами. Инспекция поработала успешно - после наводнения ей заодно удалось и от трупов избавиться. Собственно, шестью миллионами трупов пустоты каменоломен и заполнили, убив сразу двух зайцев:

«С ростом населения города в Средние века росла и потребность в могилах. И дабы освободить места для захоронения новых трупов, останки умерших стали перемещать с кладбищ в специальные «скелетные дома», где их складывали в полнейшем беспорядке. Они, распространявшие смрад и зловоние, существовали до тех пор, пока однажды, во время наводнения 1780 года, на улице де ля Линжери трупы не оказались во множестве разбросанными по окрестностям и подвалам. Именно тогда по распоряжению Людовика XVI все эти останки были свезены в подземелья Парижа, где на железных дверях, ведущих в туннель, король приказал сделать надпись: «Остановись! Здесь царство мертвых» (Вокруг света №4 (2739), Апрель 2002). Теперь каменоломни периодически заливают бетоном.
Ну да меня куда-то опять занесло, вернемся к нашим баням. Надо бы как-то их количество сравнить сравнить с тем, что было раньше.

***
Так как же оно было раньше, в те дикие времена, когда свет христианства еще не облагородил звероподобных варваров? Обычное сравнение "а вот в Риме было 15 терм и 1000 частных бань" с тем, что мы видим в средневековом Париже нам, как суперчестным исследователям, придется признать не совсем корректным - разные погодные условия, разная ментальность, разные традиции и т.д. Поэтому тенденцию надо искать на месте. Вот было здесь так до прихода христианства, а стало этак. То есть Рим надо сравнивать с Римом, Париж с Парижем и т.д.. Только тогда мы сможем более объективно проследить динамику развития и сделать выводы. А то, может, в Париже так испокон веков было, и пресловутые «26 бань» - просто прогресс по сравнению с временами былыми, когда там вообще ничего не было, а «варвары» и прочие кельты на деревьях сидели? Посему отправимся в древний Париж.

Лютеция
Возьмем любые стандартные описания истории Парижа.
«Кельтское племя Паризии обосновалось на острове Сите (ранее известному как Lucoticia) около III века до н. э., образовав маленькое рыбацкое поселение. Его росту способствовали плодородная почва и карьеры для добычи камня. Город получил название Лютеция.

В 52 году до н. э. город был захвачен римлянами, которые назвали его «Город Паризиев» (лат. Civitas Parisiorum). На руинах старого города возникло два: город галлов, реконструированный на острове Сите по моделям римских городов (здесь располагалось римское правление), и новый город на левом берегу. В то время, благодаря Святому Денису*, было введено христианство*. Во время римского правления в течение трёх веков город процветал экономически, население достигло 8 тысяч жителей». (История Парижа. http://about-france.ru/paris.htm)
«Сначала здесь появился небольшой гарнизонный городок, а затем на острове и на левом берегу Сены были выстроены виллы, Термы (римские бани) некрополь, акведук, театр и два храма. В начале III века площадь острова составляла 10га (площадь современного Сите – 17га). Вниз по течению стоял дворец римских правителей, где в 359 году полководец Юлиан был провозглашен императором (вторым коронованным в Париже императором стал Наполеон Бонапарт). Вверх по течению, там, где теперь высится собор Нотр-Дам, стоял языческий храм. Остальная часть острова была застроена каменными одноэтажными домами с крышами-террасами. Население Лютеции составляло в то время примерно 7 тысяч человек». (http://www.flyex.ru/2/sights245.html)

«До сих пор были обнаружены три больших термы. Термы Клюни стоят и по сей день, на одном из залов сохранилась даже выпуклая крыша. Это здание занимало целую инсулу и состояло из собственно купального зала и находившегося чуть южнее двора. Это одно из лучше всех сохранившихся римских построек севернее Альп, но от внутренних декораций мало что сохранилось. Стены были облицованы мрамором и частично разрисованы. На полу тоже лежал мрамор и мозаика. Была найдена мозаика, изображающая Эроса с дельфином.
Самое большое здание стояло неподалёку Коллеж-де-Франс в Латинском квартале и занимало две инсулы. Сейчас оно только частично раскопано и датируется I веком н. э. Ранее в одной из инсул располагались жилые помещения, которые были позже перестроены в залы терм. К сожалению, от этого здания сохранились не все части, поэтому невозможно составить полный план.
Третье купальное заведение было обнаружено южнее форума
Для водоснабжения города был сооружён акведук длиной 26 км, большая часть его проходила под землёй».
см. здесь

«Термы были построены в конце второго века, вероятнее всего при участии богатейшей тогда корпорации паризийских Речников. Об этом говорит одна необычная деталь. Колонны Фригидариума, на которых держатся своды, вместо капителей имеют скульптуры кораблей, широких и круглобоких, напоминающих тот кораблик, который много позднее стал гербом Парижа. Результат раскопок, в основном завершённых в 1989 г., не вызывает сомнений, что постройка относится или ко времени царствования императора Септимия Севера (193-211), или его преемника Каракаллы (212-217).»
см. Термы и Подворье Клюни (http://bolvan.ph.utexas.edu/~vadim/betaki/Paris/p15.html)
см. Париж. Термы Клюни http://85.21.186.98/venec/gallery/tassa/photo/france/france99.htm
см. Национальный музей Средневековья. «Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались термы, остатки которых сохранились до сих пор и составляют часть музея».
(http://www.2france.ru/index.shtml?/curiosite/70)
«Руины и средневековая стена на пересечении бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен (boulevard Saint-Germain) — бывшая резиденция настоятелей могущественнейшего бургундского монастыря Клюни, построенная на месте галло-римских терм (общественных бань) II века н.э.» (http://www.afisha.ru/article/kluni_term/)
***
Прошли века. Термы зарыты, разрушены или переделаны. На месте терм Клюни, где еще и до наших дней сохранились остатки Фригидариума (зал с холодными бассейнами), Кальдариума и Тепидариума с ваннами в нишах, построена резиденция настоятелей аббатства Клюни. Того самого, в монастыре которого - наглядная ирония - еще моются. Там даже есть деревянные помывочные кабинки для монахов. Те самые, о которых А.Л. Ястребицкая пишет: «в Клюнийском аббатстве в XI веке существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями», а Э. Поньон добавляет, что даже в этих клетушках монахи принимали ванну только два раза в году.
К тому времени уже «само латинское название Парижа Lutetia производили от lulum, в переводе - город грязи». (Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы.М.,1978.Т.1)
***

Итак, в римской Лютеции на население 7-8 тыс. человек - три термы, построенные при участии богатой местной корпорации паризиев. Возьмем любое описание римских терм:

«Некоторые из терм Рима были так велики, что могли вместить в себя тысячи купальщиков. Например, баня императора Диоклетиана могла принять до 6 тысяч посетителей одновременно (возможно, завышено - absentis). Это было настолько масштабное и грамотное инженерное сооружение, что его не смогли разрушить ни варвары, ни время, и оно служит людям до сих пор.
Баня Диоклетиана в Риме используется сейчас в качестве церкви и знаменита своей реставрацией работы Микеланджело.
По ее архитектуре видно, что основная идея терм – создание всеобъемлющего рекреационного центра – уровень, на который люди смогли вновь выйти только в последние десятилетия.
У современных исследователей вызывают изумление римские термальные технологии, секреты которых, скорее всего, были привезены с оккупированных земель Востока. Некоторые из них не раскрыты и по сегодня, например, знаменитая подземная система отопления «гипокауст». До сих пор непонятно, как можно было одновременно отапливать полы 3-х тысяч кабинок для купания и подогревать сотни тонн воды».

Вообще говоря, в сети десятки подробных описаний терм, включая работу историка античности Сергеенко М.Е. «Жизнь древнего Рима» и главы из Г.С. Кнабе (см. здесь фотографии, планы и пр.), так что не буду на этом останавливаться. Разве что нам пригодятся подсчеты Гиро (хотя они, естественно, и занижены**).

Церковь Спасителя в Термах
Во Франции в 1893 г. вышла в свет книга под названием «Частная и общественная жизнь римлян». Она представляла собой сборник отрывков из сочинений современных историков и античных авторов. Составителем книги и автором ряда вошедших в сборник материалов был уже известный в то время историк и филолог Поль Гиро. Вот что он пишет:

«К этому нужно еще прибавить множество бань меньших размеров (balneae), из которых многие принадлежали частным лицам. Один Агриппа устроил их 170. В царствование Константина их насчитывалось 856, позднее число их достигло до 952. В термах Каракаллы могли мыться сразу 1 600 человек, в термах Константина 3 600. Если принять среднюю вместимость общественных бань в 1 500 человек и 50 для частных, то окажется, что к концу III-го века по Р. X. 62 800 граждан одновременно могли предаваться этому удовольствию.
Термы Диоклетиана. Начатые в 302 г., они были освящены в 305 г. Эти бани очень похожи на термы Каракаллы, но в них могло мыться двойное количество людей (3 200).
Термы Нерона находились близ предыдущих. «Есть ли что-нибудь хуже Нерона? — говорил поэт Марциал. — И есть ли что-нибудь лучше его терм?» В настоящее время находят много развалин этого памятника под современными домами. Одна церковь (Спасителя в Термах) заимствовала от него свое название». (http://www.sno.pro1.ru/lib/giro/1-8.htm)

PS/ Кто-нибудь желает подсчитать, сколько процентов населения могло одновременно мыться в старой Лютеции и средневековом Париже?;-) Каков был за первую тысячу лет тот мощный прогресс христианства «в передаче традиций античной цивилизации», о котором нам так сладко напела в эпиграфе кандидат исторических наук Симонова Н. В.?
(устал кнопочки нажимать, хватит на сегодня)


UPD PS2/

* Известная христианская байка. Только все наоборот - его из города за агрессивную пропаганду христианства просто выгнали да и замочили на месте. По христианской легенде Св. Дионисий - это очередной христианский безголовый зомби, как и многие другие христианские святые (Фронтасий, Северин, Силан и пр., имя им - легион, см. оф. Жития Святых):

«История св. Дениса имеет множество вариантов, но вкратце сводится к следующим, так сказать, фактам: в середине III в. посланные Клементом Первым (третий Папа Римский) для христианизации Галлии монахи-миссионеры Денис, Элефтер и Рустик построили две церкви в южной части Лютеции. Позднее арестованные по приказу императора Домициана за слишком активное миссионерство, они были уведены двумя стражами на север от острова Ситэ – тогдашнего центра галло-римского города.

На склоне холма, не поднявшись на вершину, где должна была свершиться казнь, конвоиры – они же палачи – остановились в гипсовом карьере и срубили арестованным головы. Этим солдатам, которые выпили за обедом немало пива, очень хотелось как можно скорее избавиться от приговорённых, чтобы спокойно отлить, не боясь, что монахи в это время сбегут. Тогда Денис наклонился, поднял свою голову и понёс её до того места, где теперь находится названная в его честь знаменитая базилика Сен-Дени – усыпальница французских королей. Причём легенда особо отмечает, что Дени нёс свою голову около десяти километров на вытянутых руках».

здесь

** Неизвестные до того древнеримские бани раскапывают постоянно и сегодня, напр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий